2006_живу вижу релиз_тюмень

Леонид Борисов в современном российском искусстве обладает репутацией признанного мастера. Работает серьезно и стабильно, участвует в престижных выставках, представлен в самых значительных собраниях, одним из первых удостоился ретроспективы в отделе новейших течений Русского музея (1995). Борисов – автор картин (нередко включающих и материальные, объемные фрагменты), скульптур и объектов. Его творческая концепция основывается на экстремальном упрощении композиции и состава изображения, на серийных вариациях элементарных геометрических фигур и мотивов, на предельной визуальной артикуляции форм, равно как и закономерностей их существования и развития (симметрия, зеркальность, подобие, оптическая иллюзия).

В конце 1980-х годов Борисов начал работать в новой для себя технике фотографии и сразу же занял на этом, уже возделанном современным искусством, поле свое особое место. Конкурентоспособность Борисова-фотографа была, как ни странно, обеспечена тем, что он остался верен прежней художественной системе. Сделанные им фотографии – и тематически, и методологически – вполне близки картинам и рельефам художника. Не случайно он преимущественно снимает не реальную натуру, а специально созданные композиции. Благодаря новой технике Борисов получил большую свободу действий. Язык фотографии многократно усилил возможности, заложенные в художественной концепции мастера, позволив, с одной стороны, расширить ассортимент используемых материалов (в дело пошли выразительные в формальном отношении органические – в том числе скоропортящиеся – продукты), и максимально повысить результативность решения поставленной пластической задачи – с другой. Основной прием фотопроизведений Борисова – контрастное (нередко абсурдистское) соединение условной начертательной фигуры и реального объекта, работающего, прежде всего, не как вещь или знак, но как геометрическая форма или физическое тело. Фотооптика навела на резкость авторское видение, акцентировав базисное для поэтики Борисова качество – чистую объективность присутствия. В его фотографиях утверждается данность неких простых, подчеркнуто материальных, первичных объектов. Оперируя ими как моделями и инструментами, художник, словно бы испытывает окружающий мир на идентичность.

На фотографии Борисов не остановился. Силу своей геометрии он подверг проверке фарфором. Летом 2004 года художник принял участие в большом эрмитажном проекте Академия фарфора. Его вклад в общее дело был, пожалуй, самым весомым. Поклонник супрематизма с легкостью освоил непростую форму малевичевского чайника (цветные квадраты выглядят здесь не декором, а частью конструкции), а его минималистические композиции органично вписались в белое поле фарфоровых дисков, только условно могущих именоваться тарелками. Проект закончился, а Борисов, увлекшись возможностями нового материала, продолжает работать.

Как профессиональный художник Леонид Борисов впервые выступил в 1975 году на одной из исторических для ленинградского андеграунда выставок во Дворце культуры Невский . С тех пор прошло больше тридцати лет. За это время многие из участников газаневского движения сошли с дистанции и известны лишь прошлыми заслугами. Леонид Борисов по-прежнему актуален, он неизменно находится в зоне внимания, и его новые произведения ценятся ничуть не меньше старых. При этом стремление задрав штаны, бежать за комсомолом (т.е. мейнстримом), ему чуждо. Борисов знает свое дело. Он никуда не торопится, но всюду успевает, ни на кого не оглядывается, но постоянно попадает в яблочко и всякий раз оказывается в нужное время в нужном месте.

«Реакция публики была неоднозначной, но в целом, мне кажется, положительной, – говорит дочь художника и куратор проекта Полина Борисова. – Люди рассматривали работы, обсуждали, спорили, много фотографировали. Я видела живые заинтересованные лица. Тюменци выгодно отличаются от скучающей центровой публики, которую кажется уже ничем не возможно расшевелить. Однако, чувствуется недостаток информации. Знания заканчиваются на русском авангарде начала прошлого века. О движении неофициальных художников Москвы и Ленинграда во времена брежневского застоя тюменцам почти ничего не известно. Чтобы заполнить этот пробел в знаниях, я предложила провести ряд лекций с демонстрацией фильма, который является частью данного выставочного проекта.»

Выставка «ЖИВУ – ВИЖУ» будет работать до 24 июля.