2010 ИГРА В КЛАССИКИ назанский

Л. Борисов (род.1943) - живописец, график, фотограф, автор объектов и инсталляций. В 1959 году на Американской национальной выставке в Сокольниках впервые увидел абстрактные работы, что оказало воздействие на все его последующее творчество. Несмотря на техническое образование (ЛЭИС), формируется как художник, причем как художник-абстракционист. В генезисе его творчества лежат супрематизм и конструктивизм, искания художников-современников кинетистов из группы "Движение", а позже В. Немухина и Э. Штейнберга, с которыми он дружит с 1971-го. В то же время он опирается на традиции западного конкретного искусства и скульптурного минимализма. Борисов долго и последовательно, в течение сорока лет, разрабатывает геометрическую линию в искусстве. Он участник выставок в ДК "Невский" (1975), нонконформистской акции у Петропавловской крепости (1976), первой послевоенной выставки беспредметного искусства "Живопись. Графика. Объект" в ДК им. С. Орджоникидзе. В 1978-м состоялась его первая персональная выставка в ДК им. Н. Крупской. В том же году он участвует в выставке "Новое искусство из Советского Союза" (коллекция Нортона Доджа) в США. С 1987-го участник ТЭИИ. Тогда же начинается официальное признание художника. В 1991-м его работы приобретает Третьяковская галерея, в 1994-м Русский музей, где годом позже проходит его персональная выставка "Геометрия". Персональные выставки состоялись в Тюмени, Сургуте, Омске, Ханты-Мансийске и других городах. Ныне Борисов признанный мастер геометрической абстракции. Живет и работает в Петербурге. Его работы представлены во многих коллекциях. Среди них-
Государственная Третьяковская галерея, Москва; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Российский Фонд Культуры, Москва; Государственная Дрезденская галерея,Дрезден, Германия; Музей Циммерли университета Ратгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США; Московский музей современного искусства, Москва; Гуманитарный Фонд "Свободная Культура", Санкт-Петербург ;Собрание Бар-Гера, Кёльн, Германия; Новый музей, Санкт-Петербург и другие государственные и частные коллекции.

После многих лет разработки геометрической абстракции Борисов переходит к новой теме, новой технике, новой стилистике и создает иронический проект «Игра в классики». Овладев компьютерными технологиями, внедряясь в исторический пласт художественной культуры, используя принципы симметрии и удвоения (учетверения), он апроприирует и преобразует классическое наследие, используя его в качестве исходного материала в широком временном диапазоне от Кранаха и Веласкеса вплоть до Кирико и Дали, словно применяя к нему законы геометрии. Затем, в цифровые принты на холсте добавляется «ручная» живопись. Художник вносит в созданные композиции отдельные супрематические элементы, причем делает это с большим тактом. Все эти трансформации, всю эту радикальную перекомпоновку, содержащую и отзвук постмодернистской деконструкции и остроумную игру изменяющихся смыслов, А.Боровский в применении к Борисову называет гиперкомпозиционностью. Он также пишет: «Борисов открывает для нас многое: наличие в, казалось бы, «насквозь» знакомых произведениях определенных матриц сознания, красоту чистых визуальных манипуляций, свободную навигацию по пространствам художественного мышления».

Выставка погружает зрителя в пространство художественной рефлексии и игры. И эта «Игра в классики» подразумевает, как минимум, ее знание, ее узнавание. Эта выставка- многоуровневая игра смыслов, название не случайно отсылает нас к роману Хулио Картасара, ( в силу любопытной игры совпадений) переведенного на русский язык однофамилицей художника- А.Борисовой.

В.Назанский