- lborisov.ru
- Тексты
- критика
Если тебе художник имя...
В. Звонцов, член правления Союза художников СССР
«Ленинградская правда» от 16 октября 1975 г.
Размышления после выставки
«Вместе со своими детьми – студентами Университета мне довелось побывать на выставке во Дворце культур «Невский». Наша семья давно интересуется изобразительным искусством, но надо сказать, что большинство экспонатов этой выставки ввергло и меня, и мою молодежь в недоумение. Надо было бы повесить возле каждой картины и композиции специальную аннотацию! А ведь, на мой взгляд, язык искусства должен быть всем понятен. Для кого же создаются произведения, как не для зрителя?»
М. Калашникова
«Удивлюсь, как в наши дни появляются подобные художники, какая среда их рождает и питает, откуда столько болезненности в их восприятии мира?»
А. Сушков, ветеран Великой Отечественной войны
Искусство имеет классовый характер, оно является одной из форм идеологии. Привычно произведения искусства – сильное идейное оружие, мы не всегда добираемся до глубинного смысла этих слов. Да, оружие. И действительно сильное. А раз так, то с ним надо уметь обращаться. Им, как и всяким оружием, нельзя баловаться. И уж совсем небезразлично, в чьих руках оно находится. Чтобы обрести право обращаться к народу, художники обязаны иметь твердые идейные убеждения и быть мастерами своего дела. И одна из задач советского художника – быть участником формирования человека нового мира, способного осуществить заветную цель освобождения человека для высшей духовной деятельности.
Любовь к геометрии
Александр Боровский, искусствовед, начальник отдела Новейших течений Государственного Русского музея
1995 г.
Леонид Борисов- художник не светский, и тем более не тусовочный, в отличие от многих коллег своего возраста, не говоря уже о молодежи, он так и не поднаторел в SOCIAL CONNECTIONS. Однако вовсе не потому я определил бы его положение в питерском искусстве как позицию некоего аутсайдера. Нет, он вполне уважаемый художник, присутствующий на всех сколько-нибудь значительных выставках, начиная с 70-х годов. Просто проблематика, которую он последовательнейшим образом разрабатывает в своем искусстве вот уже два десятилетия, скорее, ближе московской арт-практике, нежели питерской. Дело в том, что Борисов предан геометрии.
Путешествие из Петербурга в Москву
Виталий Пацюков, искусствовед, куратор
1995 г.
«Я взглянул окрест меня…»
А. Радищев
Сегодня в результате глобальных культурологических сдвигов вышли на поверхность все минувшие антропологические пласты в недрах неуправляемого горизонтального прогресса, образовалась трещина интенсивности, рожденные в расслоенной постмодернистской реальности, посланные одновременно и полюсно провоцируют на игру, на контакты и немногие из художников решаются на этот диалог культурной памяти и интуиции эмблематического языка и парадокса, функциональной информации и коллективного бессознательного. Леонид Борисов несомненно в их числе.
Кулибина геометрического искусства почтили ретроспективой
Александр Боровский, искусствовед, начальник отдела Новейших течений Государственного Русского музея
Газета «Коммерсантъ», №119 (837), 29.06.1995
Русский музей неравнодушен к геометрической традиции в разных ее ипостасях. Только за последние полтора года здесь прошли выставки Геннадия Зубкова, Алены Кирцовой, Рупрехта Гайгера. «Леонид Борисов. Геометрия» – следующая выставка в этом ряду.
Леонид Борисов родился в 1943 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт связи. В 1975 году впервые выставил свои работы – на выставке Ленинградских художников во Дворце культуры «Невский». Первая персональная выставка состоялась в 1978 году. Экспонируется в Москве и Париже. Живет в Санкт-Петербурге.
Образ входит в образ
Михаил Кузьмин
«Смена» от 18 июля 1995 г.
Почему, когда выставка Леонида Борисова открылась в Русском музее, первые страницы наших газет не пестрели сенсационными заголовками? Ответ очень простой: потому что художник - это еще не кинозвезда. И дай Бог, что он никогда ею не будет. Но факт остается фактом, явление Леонида Борисова Русскому музею – это событие экстраординарное. Мог ли Леонид Борисов, первый раз в своей жизни выставившийся в легендарном 75-м году в ДК «Невский», предположить тогда, что спустя два десятилетия перед ним раскроются двери одного из самых известных музеев России? Думаю, что нет.
Уроки геометрии
Михаил Боде
1998 г.
Не знаю, насколько это уместно, но когда я писал этот текст, мне почему-то вспомнился мой учитель геометрии – разжалованный за какие-то прегрешения перед режимом, преподаватель вуза и потом сосланный в среднюю школу. Бородка клинышком, бездна экспрессии и обаяния, любовь к афоризмам и парадоксам (отчего, впрочем, материал хорошо и прочно запоминался), мягкое подтрунивание над своим ремеслом, и соответственно над самим собой: «Дети, помните: мастер мордобоя, то есть кулачный боец. К чему бишь это я?» И его вечный галоп-энциклопедия по научным открытиям прошлых столетий и нынешнего века с вечной присказкой: «Понятно? Да? Ну, пошли дальше…». При этом он не успевал отдать отчёт в том, поняли ли его или нет. До сих пор не могу понять, был ли он гением или бойким популяризатором науки.
Красота идей Леонида Борисова
Николай Кононихины, продюсер, куратор, критик, художник, директор студии «Арт Медиа», Санкт-Петербург
12 сентября 1999 г.
«То, что вы видите, есть то, что вы видите»
Франк Стелла
На петербургской арт-сцене творчество Леонида Борисова занимает особое, если не сказать «исключительное» место. В своей любви к геометрической абстракции он зашел в такие области, что за исключением него там уже никто не обитает. Мужество художника, в одиночестве осваивающего вершину чистой абстракции, достойно всяческого уважения и восхищения.
Деформация питерской логики
«Вечерняя Москва», 8 февраля 2001, № 26 (23097)
Борисов – из поколения свидетелей «бульдозерной» выставки: его творческий отсчет начался с середины семидесятых (посмотрел на авангард - и понравилось, а потом «засосало»). Но его работы выходят за рамки «семидесятничества».